Сегодня мы предлагаем вашему вниманию несколько необычный текст, в том смысле, что он не имеет прямого отношения к рекам, а больше об искусственных водных путях сообщения. Во время экономического бума в Великобритании в конце XVIII – начале XIX в.в. была создана система искусственных каналов. Их использовали для транспортировки топлива и сырья, и поэтому они были узкими (в среднем 2,3 метра шириной) и довольно глубокими. По мере развития автотранспорта каналы были заброшены за ненадобностью, и стали засоряться и мелеть. Лишь в середине ХХ века волонтёры озаботились их восстановлением, и что происходит с ними сейчас можно узнать из материала ниже. Оригинал опубликован в июле 2019 года в газете «The Guardian»
Удивительная трансформация каналов по всему миру является самым важным символом того, как изменились наши города. И в лучшую, и в худшую стороны.
Каждый второй понедельник месяца группа волонтёров собираются в супермаркете Бирмингема. Они обсуждают то, что всем их знакомым долгое время казалось сумасшедшей и обречённой на смерть идеей – как очистить сточную канаву, в которую 40 лет сбрасывали отходы. Более того, построить там городскую марину, восстановить ещё три мили заброшенного канала и построить несколько мостов и шлюзов.
В прошлом месяце очередная встреча общественной организации «Лапал канал» была радостной. После 20 лет попыток восстановления участка 200-летнего канала «Дадли №2», разрешение наконец-то было получено. Более того, исследования показывают, что план связать водным путём пригороды Калифорния и Оук Селл может стать катализатором экономического роста и экологического восстановления большой части южного Бирмингема.
Обновление канала обеспечит не только рабочие места, но и пространство для строительства домов, а также возможности для занятий ходьбой, греблей и велоспортом. Марина на 60 – 100 судов стимулирует бизнес и туризм. Созданный вдоль канала экокоридор привлечёт выдр, цапель, рыбу и другую живность. И хотя стоимость проекта оценивается порядка 5 миллионов фунтов стерлингов, исследования показывают его окупаемость в течение шести лет,
« — Он оживит жизнь в городе. Будет восстановлена старая сеть обводных каналов. Мы просто обязаны это сделать. Нас поддерживает бизнес, общество, научное сообщество, застройщики и другие. Никто не возражает, и мы довольно быстро собрали четверть миллиона фунтов, достаточно для того, чтобы начать работу», — говорит исполнительный директор общественной организации «Лапал канал» Хью Хемфри.
План «Лапал» лишь один из минимум 80 проектов восстановления каналов в городах Британии. Жители соскучились по спокойным местам отдыха, а также новым способам передвижения. Также как строительство каналов в XVIII-XIX веках стимулировало рост торговли, так и сегодня новая кампания по развития каналов изменяет городскую среду, предлагая жителям оазисы покоя в стремительно движущемся центре.
И это происходит не только в Британии. Восстановление, строительство и развитие каналов сейчас это всемирный феномен, на который ежегодно тратятся миллиарды долларов. От Парижа до Милана строительство в прибрежных линиях может приносить до 20% премиальной стоимости. Многие города с разветвлённой сетью каналов, такие как Амстердам, Гамбург, Гент и Брюгге в Европе, Форт Лодердейл и Кейп Флорал в США, Голд Кост в Австралии привлекают огромные инвестиции в строительство жилых и рекреационных зон вдоль водных путей. В Сеуле восстановление ручья Чхонгечхон, старой сточной канавы, закатанной многоярусной трассой, полностью переориентировало город. После реконструкции поток был освобождён от дороги, в нём восстановили экосистему и прибрежную зону. В итоге, у ручья появился ландшафтный парк, а из-за снесённой трассы средняя скорость движения по городу даже возросла.
Мало в каких странах есть столько городских каналов как в Великобритании. Это наследие прошлой индустриальной мощи, и это же золотая возможность для их трансформации. На некоторых из них, например, «Олдклифф-ярд» в Ланкастере, построят несколько дорогих домов. Но большинство всё-таки предполагает создание новых городских сообществ для жизни в таких городах как Уолверхэмптон, Лидс, Манчестер, Ланкастер, Глазго, Ливерпуль и Бирмингем. То есть местах, которые когда-то были наиболее экологически загрязнёнными.
Все вместе они избавят от последних пережитков старой «грязной» городской экономики и развернут города к будущему, основанному на наследии жизни внутри города, развитии торговли и рекреации. Например, «Мидлвуд Локс» в Манчестере когда-то был центром металлургии, сейчас это жилой комплекс стоимостью 700 миллионов фунтов стерлингов с жилыми домами, спортклубами и детскими садами. Аналогично, «Хейл Уорф» в северном Лондоне, где на месте пороховых складов и мебельных фабрик появится 500 новых домов.
Вероятно, самый амбициозный девелоперский проект в Британии это «Икхилд Порт Луп». Это 18 гектаров земли, расположенные между двумя старейшими каналами страны в паре миль от центра Бирмингема. На старых фото XIX века видно, что это район дымящих печей, причалов, стекольных фабрик и лесопилок. Сейчас всё расчищено под будущее строительство 1100 домов, магазинов и мест отдыха. Первые дома уже продаются по цене от 380 тысяч фунтов стерлингов и выше.
Ещё 50 лет назад трудно было даже представить, что каналы будут восстанавливать. После того как их перестали использовать для транспортировки товаров, правительство рассматривало их только как сточные канавы, которые нужно или засыпать, или осушить. Только самые большие каналы выжили в автомобильную эру. А каждого, кто пытался проплыть по ним на лодке, считали как минимум эксцентричным.
Три вещи неожиданно изменили всё. Возникла послевоенная индустрия отдыха у реки; десятки благотворительных обществ таких как «Лапал канал», которые на общественных началах начали чистить и восстанавливать старые каналы. И вода доказала, что она может быть жизненно важным компонентом для старта новой любви к каналам на основе жилищного строительства и развития рекреационных зон.
« — Восстанавливать каналы начали в 1950-х и 1960-х годах как акт неповиновения властям со сторон добровольцев, — рассказывает историк Майк Кларк. Именно их роль стала важнейшей, без этого не было бы сегодняшнего возрождения каналов. Тогда многие влиятельные люди, правительство, ответственное министерство — все были бы счастливы просто засыпать протоки. Но волонтёры бросили им вызов и начали сами чистить каналы безо всяких разрешений. Они сказали властям, если хотите нас остановить, подавайте в суд».
Правительство не посмело судиться с маленькой армией добровольцев, координируемых несговорчивой Ассоциацией внутренних водных путей. Эта благотворительная организация, начиная с 1946 года, в своё свободное время потратила миллионы часов на то, чтобы раскопать, восстановить и защитить 6 700 миль британских каналов.
«- У людей появилось больше свободного времени, качественное образование пробудило в них интерес к истории, а небольшие английские каналы, которые не изменялись лет 200, были идеального размера дл лодочных прогулок, рассказывает Кларк. Эти каналы формировали тихие уголки природы внутри городского пространства. В конце концов, застройщики увидели в них актив, и правительство наконец-то поняло их рекреационный потенциал».
После того как волонтёры расчистили и восстановили каналы, настало время их оживлять. В 1990-х хлынули миллиарды фунтов частных капиталов из общественных фондов Европы и Вестминстера. В результате эти грязные городские сточные канавы, заполненные магазинными тележками и бытовыми отходами, стали светлым современным обликом центров Манчестера, Глазго, Брэдфорда, Глочестера, Бирмингема, Лондона и десятков других городов.
«- Это только половина работы, говорит эксперт Ассоциации внутренних водных путей Элисон Смидли. Дело идёт полным ходом, но нужно сделать ещё очень многое. В Британии порядка 4 700 миль судоходных путей, из которых около 500 восстановлены за последние 50 лет. Ещё 500 миль в стадии активной работы. Остаётся порядка 1 800 миль, многие из которых засыпаны, и вряд ли могут быть восстановлены».
Также как каналы связывали и формировали города в XVIII-XIX веках, так они и определяют обновление городов сегодня. Еще никогда они не были так популярны, говорят в Совете рек и каналов (СРК). Это частично финансируемая правительством организация создана в 2012 году, чтобы управлять 2 000 миль государственных каналов. По их подсчётам, в среднем 10 миллионов человек ежегодно посещают каналы, чтобы полюбоваться дикой природой, погулять, порыбачить, покататься на лодке или велосипеде. « — Сейчас на каналах больше лицензированных перевозчиков, чем было на пике индустриальной эпохи,» — сообщили в организации.
К тому же каналы стали реальной альтернативой для людей, которые не могут или не хотят покупать городскую недвижимость. 100 миль каналов, которые окружают Лондон, заполнены лодками. Их насчитывается порядка 4 000, и на них живёт примерно 10 000 человек. И это самое большое сообщество живущих на воде, больше чем в Амстердаме с его 3 000 судов. 10 лет назад около 10% лодок использовались как жилые помещения, сейчас этот показатель составляет 26%, рассказали в Совете рек и каналов.
Но растёт беспокойство, что СРК, которая контролирует 11% общественных причалов и проводит реновацию каналов, сокращает число общественных мест для долгосрочной швартовки, ограничивает права живущих на лодках.
« — Определенно мест для швартовки не хватает, — говорит Берил МакДауэлл, пресс-секретарь Ассоциации владельцев домов-лодок, насчитывающей порядка 15 000 членов. Общественные причалы переходят в руки частных владельцев, и они не хотят нас видеть.
« — Развитие прибрежной линии часто ведёт к сокращению причальных мест для лодок. СРК продаёт береговую линию застройщикам, а они делают причалы для бизнеса, а не горожан, — говорят в Национальной ассоциации путешествий на баржах. Есть острая нехватка основных удобств на каналах Лондона. Нет возможности подключиться к водоснабжению, канализации, некуда сливать отходы с двигателей и биотуалетов. Не хватает прибрежных душей и туалетов. Например, в районе Большого Лондона только 17 точек подключения к водопроводу, 10 мест для слива жидкости из биотуалетов и 10 мусорных контейнеров».
«- СРК хочет силой вытеснить нас с каналов и превратить их в средство заработка денег», — говорит один из владельцев дома на воде, пожелавший остаться анонимным,
С ним не согласен Джо Коггинс из СРК: «- нет никакого сокращения причалов, просто в некоторых изолированных местах мы от них отказываемся. Но мы работаем с застройщиками, чтобы все швартовочные места оставались доступны. Для каналов сейчас «золотой век», мы приветствуем на них всех и каждого. Просто ранее не было такой потребности в причалах, и мы пытаемся найти баланс между теми, кто проходит мимо и теми, кто хочет пришвартоваться постоянно. Для Лондона это и острая проблема, и вызов».
Развитие каналов может и меняет облик городов, но качество строительства остаётся неоднородным. «Гэс стрит» в центре Бирмингема, лабиринт двухсотлетних каналов, пристаней и шлюзов, сейчас стал соблазнительным кварталом ресторанов, баров, гражданских строений, дорогих квартир и отелей.
Всего в нескольких милях от него на каналах Уолверхэмптона, Дадли и Уолсалла лодок совсем немного. Вдоль каналов этих населённых пунктов стоят полуразрушенные склады, места сбора металлолома и стеклотары со ржавеющими подъёмными механизмами.
« — За пределами престижных центральных районов многие здания вдоль каналов построены безо всякого уважения, как к историческому наследию, так и окружающей среде, — рассказывает Смедли. Застройщики, особенно в 1970-х и 1980-х, пытались впихнуть как можно больше зданий, похожих на старинные чисто внешне, но не соответствующих требованиям экологии и культурного наследия. И в результате, получился архитектурный хаос с домами низкого качества, рассчитанных на молодёжь, а не на семейных или пожилых людей. Они могли бы быть лучшего качества. Сейчас ошибки исправляются, но они были сделаны изначально».
« — Золотой век восстановления каналов был лет 20 назад, — продолжает Элисон Смедли. В 2000 году было восстановлено примерно 200 миль, многие на средства Евросоюза и правительства Великобритании. Было открыто много старых водных маршрутов, построены новые городские каналы и связующие их протоки. Сейчас денег нет, и мы переживаем, что разрастание городов уничтожит сельские местности между ними».
Оживление берегов каналов зачастую ведёт к их облагораживанию. Например, знаменитый канал «Лидс-Ливерпуль», прославленный Джорджем Оруэллом, вскоре трансформируется. Вместо магазинов и пабов времён Оруэлла планируется строительство многофункционального комплекса из закрытых жилых посёлков, гастрономических магазинов и ресторанов, а также завода по производству джина.
« — Само собой, что пик восстановления каналов возбудил вражду между застройщиками и представителями пользователей каналов старой закалки, волонтёрами. Последние обвиняют застройщиков в том, что они пользуются результатами их работы. Иногда застройщики делают вещи, которые неприемлемы. Для них люди в лодках – просто объект лёгкой наживы, и они берут с них излишнюю плату, — говорит Майк Кларк. Иногда они не признают историческую ценность каналов. Но они согласны с тем, что развитие должно быть».
«- Практически незамеченным остался тот факт, что каналы стали важными заказниками городской и сельской дикой природы, — говорит Саймон Аткинсон, глава совета по сохранению дикой природы округа Бирмингем. Они эффективно сформировали большой линейный национальный парк и стали необыкновенно важным экологическим коридором. Это как бы один большой пруд».
Выдры, ондатры, зимородки, цапли, рыба, различные виды стрекоз и даже кролики стали встречаться на протяжении почти всех 100 миль каналов Бирмингема. «- В этих каналах больше жизни, чем во многих местностях с развитым сельским хозяйством, — говорит Аткинсон. То, что их практически забросили, дало шанс диким формам жизни. Но мы на распутье. Загрязнение воды почти остановлено, но планирование территорий ещё довольно слабое. В некоторых местах оно настолько ужасно, что у речных животных просто нет доступа к воде из-за отсутствия свободных пространств. Если застройка будет вестись правильно, то природа будет процветать. Каналы всегда были важны, а сейчас есть реальная возможность создать высококачественное внутригородское пространство, в котором будут процветать и природа, и урбанистика».
Возвращаясь в Южный Бирмингем, здесь идёт подготовка к началу работ по первому этапу по восстановлению канал «Дадли №2». То, что когда-то было мечтой нескольких горожан, заинтересованных в сохранении наследия, стало важным звеном, которое свяжет индустриальное прошлое с будущим, основанным на индустрии сервиса.
« — Многие люди даже не знали о существовании канала №Дадли №2№, как и то, что Оук Селл был бурлящим индустриальным котлом Викторианской эпохи», — говорит Хью Хемфри.
К удивлению, и возможному удовольствию, этих людей, спустя несколько лет, плывя на своих лодках и любуясь на выдр и зимородков в своих садах, они поймут, что это стоило 200-летнего ожидания.