Один из символов мегаполиса, без которого Ростов трудно себе представить и который ростовчане, можно сказать, загубили собственными руками – это река Темерник. Некогда граница Российской империи, одна из колыбелей отечественного флота и зловонная клоака сегодня.

Еще до середины XIX века Темерник был судоходной рекой, по нему ходили небольшие пароходы, в изобилии водилась рыба. Первичные промеры показывали глубину до 2 м, ширину — до 100 м.
Согласно данным Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, промысловое значение реки сохранялось вплоть до 50-х годов прошлого столетия. У слияния двух рек издревле селились охотники и рыболовы. Еще в энеолите (IV-III тысячелетие до н. э.) здесь находилось Нижне-Гниловское поселение первобытного человека.

В античную эпоху Темерницкое городище входило в так называемую «цепочку» из девяти древнегреческих поселений к востоку от Танаиса. По одной из версий, земляки Гомера и бывшие милетяне прибыли сюда после разрушения Танаиса в 14-м году до н. э. боспорским царем Полемоном. Часть жителей впоследствии вернулась на руины своего города, а часть осталась здесь.
На левом берегу Темерника располагался собственно городок танаитов, на правом — Некрополь. Остатки валов древнегреческой крепостицы и ныне можно видеть по обе стороны от моста проспекта Стачки.
Нашли также базальтовую плиту с надписью на греческом «Богу всевышнему милостивому от братьев Виона и Феодора, сыновей Фанна, во избавление от великой беды», датируемую I -II веками н. э.
Чуть позже Темерник поил низкорослых лошадок беспощадного гунна Аттилы, могучих скакунов хазарского кагана Иосифа, мохнатоногих жеребцов печенежского хана Кури, боевых коней легендарного половца Кончака.

С XIII-XIV веков по реке заскользили утлые челны донских бродников, более известных на Руси как казаки — никому не подчинявшиеся бродяги и разбойники.

В Большую Историю река вошла уже к концу «бунташного» XVI века. После первого неудачного Азовского похода 1695 года в устье Темерника царь Петр устроил три больших барака и несколько палаток «гошпитального двора», а в версте от впадения в Дон, на месте бывших валов античной крепости, — судоверфи для мелкого ремонта и дооснастки галер, аккурат напротив нынешнего Пригородного железнодорожного вокзала, в начале Большой Садовой.

Тут же, на берегу Темерника, и рос знаменитый «дуб Петра Великого», который впоследствии предприимчивые ростовцы пустили на мебель, снабдив соответствующей табличкой. Стульев из него оказалось с небольшую рощу, да и, между нами говоря, не все они были дубовые.
После провального Прутского похода 1711 года, когда Азов был возвращен Порте, граница России и Турции была определена по Темернику. Рубежи империи прибыли охранять специальные войска.
В 1713 году здесь был учрежден Темерницкий форпост, выполнявший таможенные функции, возникли временные поселения охотников и рыболовов. У таможни устраивались «татарские базары»: ногайцы пригоняли стада овец, коров, лошадей, черкесы торговали бурками, седлами, изделиями из кожи, крымцы — солью, русские купцы — мануфактурой, изделиями из металла.

На Темернике возникло некое подобие «степной ярмарки». Однако времена были ненадежные, рассчитывать на традиционность «Темерницкой ярмарки» на манер Макарьевской или Ирбитской было легкомысленно.

В 1736 году вспыхнула очередная русско-турецкая война. С Темерницкого форпоста и крепости святой Анны главнокомандующий русской армией генерал Миних повел войска на штурм Азова. Крепость, уже переставшая быть грозной, была взята штурмом в июне 1737, после чего Миних ушел с донскими казаками громить Крым.

В 1739 году был подписан Белградский мир, согласно которому Азовское побережье осталось за турками, но Россия получила право строить крепости вблизи устья Дона. На обоих берегах реки выросли Темерницкая таможня и небольшая Донецкая крепость на Мертвом Донце, на территории нынешнего Железнодорожного района Ростова.
Ближе к таможне — порт и купеческие склады. А поскольку «не стоит село без праведника», на берегу Темерника появилась и первая ростовская церковь — святого Димитрия (в самом начале улицы Дмитриевской, ныне улицы никогда не бывавшего в донской столице бакинского комиссара Стапаноса Шаумяна).

Очередная русско-турецкая война еще раз встряхнула темерницкий рубеж. В январе 1769 года татарский хан Крым-Гирей совершил последний набег на Россию, угнав около 800 донских жителей в последний в истории крымский полон. Но уже через два месяца русские войска стремительным броском по льду замерзшего Дона взяли Азов и отбили у турок любезный сердцу Петра Великого Таганрог.
Темерницкая граница ушла в небытие. Зато сама река стала настоящей кормилицей как для жителей слобод, так и для крепостного гарнизона. После устройства цитадели земля в плодородной пойме была выделена офицерам и солдатам под огороды и сады, высаженные от Темерника вдоль Генеральной балки.
В XIX веке Темерник достаточно поработал на экономику развивающегося города. На его берегах со временем возникли многочисленные шерстомойки, мельницы, фабрики. Потомственный почетный гражданин Ростова купец Иван Панченко от Темерника до Доломановского в 1879 году построил огромную писчебумажную фабрику. Еще одну такую же фабрику заводчик возвел уже в верховьях Темерника, ближе к нынешнему СЖМ.

По берегам реки стали возникать: гвоздильный завод Николая Панина, химический Александра Болдырева, кафельный Ивана Трифилова, кирпичные Петра Ильина и Ивана Леванидова. Рабочие этих заводов, как правило, жили на другом берегу Темерника, в Бессовестной слободке, ставшей впоследствии Темерницким поселением.
Мостов на реке до конца века не было. Сообщение с Бессовестной слободкой осуществлялось баркасом и паромом. Каждому из темерницких предприятий нужна была вода, которую спокойно забирали у безропотной реки. Сливали туда, естественно, отходы вредных предприятий безо всякого намека на их очистку.

В результате беспощадной эксплуатации течение Темерника постепенно замедлилось, началось неизбежное заиливание и заболачивание. Питающие его ключи оказались занесены. Темерник начал мелеть и превращаться в клоаку.
Внес свою лепту в медленное «убийство» Темерника и технический прогресс. Потянувшиеся на Юг железные рельсы требовали места для будущего мощного транспортного узла Владикавказской дороги. Управление Владикавказской железной дороги обратилось с прошением в городскую думу Ростова об отведении значительного участка земли в пойме Темерника, так как именно между Камышевахской и Генеральной балками им было наиболее выгодно протянуть дорогу и вывести ее мостом на левый берег Дона.

Вслед за железнодорожниками к убийству реки подключился и сам Ростов. В конце XIX века в городе были проложены первые линии ливневой канализации одновременно с постройкой Генерального коллектора. Сначала это были открытые лотки для пропуска атмосферных вод, построенные вдоль Скобелевской (Красноармейская), Пушкинской улиц, Большого (Ворошиловского) проспекта и др. Вода по ним спускалась в Темерник и Дон.
Темерницкий коллектор длиной до 1100 м вбирал в себя сточные воды северной части Ростова. В зарешеченные ямки жители беззастенчиво сливали и бытовые отходы — запах радовал ростовцев свыше версты по коллектору и далее — по Темернику. Для пересечения лотка были перекинуты мостики, наиболее широкий из них на Таганрогском проспекте.

Только в 20-е годы XX века здесь проложили подземную канализационную сеть и отдельную ветку ливневки. Береговой коллектор принимал стоки южной части Ростова, а в дальнейшем и Нахичевани. Проходил он вдоль набережной (2500 м) от Богатяновского переулка до Темерника и сбрасывал стоки будущего мегаполиса в многострадальную речку. Доказанного вреда в то время не находили.
Специальные исследования комиссии Русского технического общества в 1906-07 годах показали, что Дон, при наименьшем секундном расходе в 184 кубометра, обладает способностью к самоочищению, и уже через 1,5 км от места выпуска исчезают все следы загрязнения стоков.
С этим были решительно не согласны жители станицы Гниловской, мимо которых эти «исчезнувшие следы» ежедневно проплывали.
Чтобы добыть себе чистую воду для питья жителям станицы приходится делать мостки и идти по ним на расстоянии 10-15 саженей от берега. И в этом случае воду приходится отстаивать в кадках или очищать содой.

В предреволюционные годы велись большие работы по переустройству железнодорожного узла и строительству нового разводного моста через Дон. Тогда же было решено перенести выводной участок коллектора подальше от центра города. Для этого требовалось построить дюкер под Темерником.
По мнению специалистов, в настоящий момент в мегаполисе при общей длине реки 35,5 км на площади водосбора проживает около 600 тыс. человек и расположено 40 промпредприятий, не считая заправок и моек. В реку поступает в год около 100 млн. кубометров неочищенных и малоочищенных стоков, что в 15 раз превышает природный сток.

Количество многолетних донных отложений составляет около 1,5 млн. кубометров и создает неблагоприятную экологическую обстановку в районах, прилегающих к реке.
Состав текущей в ней жидкости очень разнообразен. Тут и превышающий допустимую концентрацию набор металлов и их солей, нефтепродукты, моющие средства и хорошо выживающие во всем этом яйца гельминтов паразитических червей, более известных как глисты.

Как мы видим, на сегодняшний день река Темерник находится в плачевном состоянии, её необходимо спасать. Мы, жители города, должны заботиться о ней, чтобы река радовала нас и будущие поколения чистотой, а берега – красотой и порядком.

Авторы: Анашкина Валентина, Власова Валерия, Лошадкина Светлана.
Студенты института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ